Часть 3. Последняя.
Возвращение катером с репортерами и дирекцией Забайкальского парка добавило в перечень транспортных средств, которыми мы пользовались в путешествии, катер Забайкальского национального парка. Таким образом, мы пользовались практически всеми возможными видами транспорта: самолет, поезд (и электричка), автомобиль (и автобус), катер (и катамаран) и, собственно, ноги. Такой перечень трансорта редко когда используется в одной поездке, а здесь, опять же, повезло...
Прощаемся с Валентином, благодарим его за все. Он сочуствует нам - мы возвращаемся из Чивыркуя в Москву. Загружаемся в катер и тут же узнаем, что везти нам не перестает - нас сегодня же довезут до Улан Удэ. Мы радуемся, предвкушаем катание на катерке, за который в другой ситуации пришлось бы заплатить кучу денег. И не отказываемся от предложенного обеда . Надо сказать, что отправляясь в поездку, мы рассчитывали на скудное походное питание. Получилось все наоборот: повстречав Валентина, ели первое, второе и компот (из клюквы). И припасенный им литр спирта, настоеный на апельсиновых корочках, пришелся очень кстати...
С катером парка следует рыбинспекция, которая патрулирует бухты Чивыркуйского залива. В одной из них встречаем знакомый катер, который видели в одном из поселков. Дирекция проверяет промысловое судно на наличие запрещенной рыбы в улове, таковой не оказывается. В ящиках - 500 кг окуня стандартного размера, все в рамках закона.
В этом месте хочется прерваться и рассказать немного о ловле рыбы в Чивыркуе с точки зрения правил и запретов. Запреты существуют на отлов омуля примерно с 10 августа и с 15 сентября на сига. Осетровых запрещено ловить круглый год. На соровую рыбу(окунь, карась, щука, сом, налим, сорога и т.п.) запретов на ловлю удочкой и спинингом не существует. Их даже можно ловить сетями круглый год но при наличии лицензии. Конкретно места в заливе не оговариваются. У катера, на котором мы плыли, была лицензия на отлов соровой рыбы общим весом 2 тонны (сетями). По конкретным местам в Чивыркуе есть зоны где запрещено останавливаться на ночлег, на стоянку, на стоянку более 3-х часов. (например Бакланий остров, архипелаг Ушканьих островов),но даже в эти места можно заходить на катере при наличии билета, конечно не бесплатного. На ценные породы рыб на отлов (кроме периода нереста, когда он запрещен) необходимо брать лицензию даже при ловле спинингом. В настоящее время действует запрет на ловлю омуля, который нереститься. Официальный штраф за ловлю - 500 руб. с хвоста(спасибо Андрею за консультацию).
Возвращаясь к спору о запретах на ловлю в бухте Змеевая (название произошло от большого количества ужей, греющихся на берегах теплых источников), расскажу, что мне удалось узнать. В бухту Безымянная запрещенно заходить на судах и останавливаться лагерем, в бухте Змеиной - оставаться более 4-х часов(хотя в разгар сезона там стоит более десятка судов). Конкретно про рыбалку - никаких запретов нет. Грубо говоря, не нарушая никаких правил, можно прийти пешком в любую из этих бухт и ловить рыбу любительскими снастями сколь угодно долго, не оставаясь там на ночлег. Вот список всего запрещенного в Забайкальском национальном парке:
Если говорить про браконьерство на Байкале, то оно отличается от того, что мы привыкли называть этим словом здесь. Ловля сетями сорной рыбы без лицензии хоть и фактически запрещено, но на это смотрят сквозь пальцы. И рыба не ценная, и местному населению зарабатывать больше нечем. Ладно хоть туристы еще приезжают. Поэтому неудивительно, что ассортимент сетей в рыболовном магазине в УУдэ (пусть не самом лучшем), не уступает ассортименту спиннингов. Китайки, конечно, зло. На берегу озера можно легко встретить обрывки сетей, выброшенных штормом. Сколько их покоится на дне - наверное, много.
Хватит ворчания. Лучше еще немного про дорогу назад. Местной достопримечательностью по дороге на Усть-Баргузин является паром, вернее паромчик - маленький катерок, который надрываясь перевозит платформу с машинами и людьми с 8-00 до 21-00. Что примечательно, кроме обеда у паромщиков есть и ужин.
Баргузин с точки зрения рыбалки показался мне интересной рекой, но проверить на факт наличия рыбы в ней спиннингом не получилось. Но малек там плавает. Если попадете на обед или ужин паромщика, попробуйте расчехлить спиннинг, затем напишите о результатах. Буду благодарен
На выезде из поселка есть еще одна примечательность - большая поселковая свалка, еле прикрытая забором. Думаю, нужно обязательно это видеть любителям использовать одноразовую посуду и вообще все одноразовое. И представить, насколько больше свалки в Москве, если один маленький поселок может выбросить столько. Проблема с мусором в России огромная, мда...
Снова трасса Усть-Баргузин-Улан-Удэ. Дорога кажется еще хуже, чем в противоположном направлении. Снова грузовики с лесом вздымают пыль с дороги, которая еще не скоро покроется асфальтом. По дороге останавливаемся в одном месте на берегу Байкала, известном как "черепашка". Сама черепаха словно вылазит из Байкала, задрав по-черепашьи свой нос к небу. Неподалеку каменный мыс, о который красиво разбиваются волны великого озера. Известность и доступность памятника природы стало причиной довольно плачевного его состояния - затоптанность и замусоренность. Русский человек довольно предсказуем, независимо, живет ли он в Москве, Калининграде или Владивостоке...
Приезжаем в Улан-Удэ на ж/д вокзал около 11 вечера. Стоим перед информационным терминалом, думаем, куда ехать дальше. Собственно, никуда и не хочется. Мы были в самом прекрасном месте Байкала, удача нам улыбалась, зачем ее испытывать еще? Поколебались, и все-таки решили ехать в поселок Выдрино, что на пол-пути от Иркутска. Немного спим в поезде, приезжаем в 4 утра на маленькую станцию и идем спать на лавочку внутри вокзальчика. На улице холодно, слякотно и темно, никакого настроения искать Теплые озера, ради которых мы туда и поехали, нет.
Утречком покупаем билет на электричку до Слюдянки: там более-менее все понятно. Пик Черского, Кругобайкалка... Приезжаем, так и есть: места туристические, на людей с рюкзаками внимания не обращают, куча иностранцев... Немного везет еще раз, через час отходит туристический экспресс по Кругобайкалке. Мы, как истинные байкальские туристы, просто не можем не проехаться по этой дороге Покупаем билеты (которые почему-то так никто и не проверил), располагаемся и начинаем путь по знаменитейшей железной дороге.
Надо сказать, поездка эта показалась нам невозможно скучной. Сам поезд является туристическим, в отличие от "матани", едет с той же неприлично маленькой скоростью, но делает остановки до полутора часов. Виды довольно однообразны за всю 8-ми часовую дорогу(не много больше 100 км): Байкал, дорога, горы, туннели. Не будь мы избалованы Чивыркуем, может нам это и понравилсь бы. Но толпы туристов и просто людей, выехавших попить пивка в поезде, снижают шансы на это до минимума.
В-общем, на любителя.
"Все к стенке!"
С Кругобайкалки видна еще одна достопримечательность Байкала: целюлозо-бумажный комбинат, к сожалению, не розвалившаяся после перестройки. Дым из его труб в безветренную погоду, которая как раз была в тот день, стелется практически над всей южной частью озера. Запах, скорее всего, на том берегу соответствующий.
Что радует, когда едешь кругобайкальским экспрессом, так это возможность покинуть праздник жизни досрочно, не доезжая станции Байкал. Для этого нужно попросить проводника остановить на платформе-стоянке, что мы и сделали не доезжаю до Листвянки километров 5. Вероятно, можно попросить остановиться вообще у любого столба - этакая железнодорожная маршрутка.
Пока ехали на экспрессе, видели много палаток вдоль Кругобайкалки. Теперь сами поставили свою в 10 метрах от полотна. Поезда здесь почти не ходят, и мы ужинаем в тишине. Перед ужином я само собой пытаюсь поймать что-нибудь. Но здесь уйти от нуля не получается. Дно здесь круто уходит вниз, в 30 метрах от берега глубина уже 15 метров, а в сотне - уже, наверное, больше 50. На этом каменном берегу по-моему легче поймать хариуса, чем щуку, но первый на силикон не клюет в принципе, а вторая не клюнула в этот раз
Последнее утро на Байкале. Едим, собираемся, выдвигаемся. Нам нужно пройти около часа, чтобы сесть на паром до Листвянки. Идти легко, светит солнце, Байкал спокоен, мужички на моторках проверяют сети. В порту поселка Байкал, что недалеко от станции, очередная партия интернациональных туристов. Паром отъезжает по расписанию 4 раза в день и об этом нужно помнить, чтобы не застрять в поселке, откуда добраться до Иркутска маловероятно.
Портовый индастриал:
Мы без приключений садимся в него и переезжаем Ангару - единственную реку, вытекающую из Байкала. Видно довольно много лодок с рыбаками, но не видно что они ловят и на что.
В Листвянке видим рекламу музея Байкала, заходим в него. Внутри аквариум с ихтиофауной, чучела животных и птиц, схемы и карты Байкала. Мне особенно понравилась схема рельефа дна, сделанная из гипса или чего-то подобного. Хорошо бы иметь подобную карту Озернинского вдхр
Аквариумная щука:
Потом садимся в маршрутку до Иркутска. В городе не хочется заморачиваться поисками камеры хранения, мы гуляем с рюкзаками. Здесь туристам никто не удивляется - практически все поездки на Байкал начинаются отсюда. Около книжного магазина немцы спрашивают, куда лучше поехать, чтобы посмотреть Байкал. Мы отвечаем, что лучше на Ольхон. Хотя, конечно, Чивыркуй лучше. Сам город полон деревянных домов, главная центральная улица называется улицей Ленина и в конце концов выходит на берег Ангары. Уличные баннеры сообщают, что ремонту дорог мы должны быть благодарны одной очень известной политической партии. Думаю, скоро лозунг "ушла весна, настало лето..." снова будет актуален. Аэропорт находится в черте города и доехать до него за 15 минут не представляет труда.
Затем терминал, самолет, Домодедово, автобус, пробка. До свидания, Байкал...
Ссылки:
1. Хочу на Байкал, как лучше? http://www.angara.net, http://www.magicbaikal.ru, http://nature.baikal.ru
2. Большая Байкальская тропа. http://greatbaikaltrail.ru
3. Забайкальский Национальный Парк http://ngo.burnet.ru/znp/
4. Кругобайкалка http://kbzd.irk.ru/
5. Байкальская нерпа http://www.greenpeace.org/russia/ru/.../193600/193665
6. Глобальное изменение климата http://gristmill.grist.org/skeptics, http://news.gismeteo.ru/?newsitem=63325272506
7. Еще немного фотографий http://photofile.ru/users/jagstang/3072632/
Возвращение катером с репортерами и дирекцией Забайкальского парка добавило в перечень транспортных средств, которыми мы пользовались в путешествии, катер Забайкальского национального парка. Таким образом, мы пользовались практически всеми возможными видами транспорта: самолет, поезд (и электричка), автомобиль (и автобус), катер (и катамаран) и, собственно, ноги. Такой перечень трансорта редко когда используется в одной поездке, а здесь, опять же, повезло...
Прощаемся с Валентином, благодарим его за все. Он сочуствует нам - мы возвращаемся из Чивыркуя в Москву. Загружаемся в катер и тут же узнаем, что везти нам не перестает - нас сегодня же довезут до Улан Удэ. Мы радуемся, предвкушаем катание на катерке, за который в другой ситуации пришлось бы заплатить кучу денег. И не отказываемся от предложенного обеда . Надо сказать, что отправляясь в поездку, мы рассчитывали на скудное походное питание. Получилось все наоборот: повстречав Валентина, ели первое, второе и компот (из клюквы). И припасенный им литр спирта, настоеный на апельсиновых корочках, пришелся очень кстати...
С катером парка следует рыбинспекция, которая патрулирует бухты Чивыркуйского залива. В одной из них встречаем знакомый катер, который видели в одном из поселков. Дирекция проверяет промысловое судно на наличие запрещенной рыбы в улове, таковой не оказывается. В ящиках - 500 кг окуня стандартного размера, все в рамках закона.
В этом месте хочется прерваться и рассказать немного о ловле рыбы в Чивыркуе с точки зрения правил и запретов. Запреты существуют на отлов омуля примерно с 10 августа и с 15 сентября на сига. Осетровых запрещено ловить круглый год. На соровую рыбу(окунь, карась, щука, сом, налим, сорога и т.п.) запретов на ловлю удочкой и спинингом не существует. Их даже можно ловить сетями круглый год но при наличии лицензии. Конкретно места в заливе не оговариваются. У катера, на котором мы плыли, была лицензия на отлов соровой рыбы общим весом 2 тонны (сетями). По конкретным местам в Чивыркуе есть зоны где запрещено останавливаться на ночлег, на стоянку, на стоянку более 3-х часов. (например Бакланий остров, архипелаг Ушканьих островов),но даже в эти места можно заходить на катере при наличии билета, конечно не бесплатного. На ценные породы рыб на отлов (кроме периода нереста, когда он запрещен) необходимо брать лицензию даже при ловле спинингом. В настоящее время действует запрет на ловлю омуля, который нереститься. Официальный штраф за ловлю - 500 руб. с хвоста(спасибо Андрею за консультацию).
Возвращаясь к спору о запретах на ловлю в бухте Змеевая (название произошло от большого количества ужей, греющихся на берегах теплых источников), расскажу, что мне удалось узнать. В бухту Безымянная запрещенно заходить на судах и останавливаться лагерем, в бухте Змеиной - оставаться более 4-х часов(хотя в разгар сезона там стоит более десятка судов). Конкретно про рыбалку - никаких запретов нет. Грубо говоря, не нарушая никаких правил, можно прийти пешком в любую из этих бухт и ловить рыбу любительскими снастями сколь угодно долго, не оставаясь там на ночлег. Вот список всего запрещенного в Забайкальском национальном парке:
Если говорить про браконьерство на Байкале, то оно отличается от того, что мы привыкли называть этим словом здесь. Ловля сетями сорной рыбы без лицензии хоть и фактически запрещено, но на это смотрят сквозь пальцы. И рыба не ценная, и местному населению зарабатывать больше нечем. Ладно хоть туристы еще приезжают. Поэтому неудивительно, что ассортимент сетей в рыболовном магазине в УУдэ (пусть не самом лучшем), не уступает ассортименту спиннингов. Китайки, конечно, зло. На берегу озера можно легко встретить обрывки сетей, выброшенных штормом. Сколько их покоится на дне - наверное, много.
Хватит ворчания. Лучше еще немного про дорогу назад. Местной достопримечательностью по дороге на Усть-Баргузин является паром, вернее паромчик - маленький катерок, который надрываясь перевозит платформу с машинами и людьми с 8-00 до 21-00. Что примечательно, кроме обеда у паромщиков есть и ужин.
Баргузин с точки зрения рыбалки показался мне интересной рекой, но проверить на факт наличия рыбы в ней спиннингом не получилось. Но малек там плавает. Если попадете на обед или ужин паромщика, попробуйте расчехлить спиннинг, затем напишите о результатах. Буду благодарен
На выезде из поселка есть еще одна примечательность - большая поселковая свалка, еле прикрытая забором. Думаю, нужно обязательно это видеть любителям использовать одноразовую посуду и вообще все одноразовое. И представить, насколько больше свалки в Москве, если один маленький поселок может выбросить столько. Проблема с мусором в России огромная, мда...
Снова трасса Усть-Баргузин-Улан-Удэ. Дорога кажется еще хуже, чем в противоположном направлении. Снова грузовики с лесом вздымают пыль с дороги, которая еще не скоро покроется асфальтом. По дороге останавливаемся в одном месте на берегу Байкала, известном как "черепашка". Сама черепаха словно вылазит из Байкала, задрав по-черепашьи свой нос к небу. Неподалеку каменный мыс, о который красиво разбиваются волны великого озера. Известность и доступность памятника природы стало причиной довольно плачевного его состояния - затоптанность и замусоренность. Русский человек довольно предсказуем, независимо, живет ли он в Москве, Калининграде или Владивостоке...
Приезжаем в Улан-Удэ на ж/д вокзал около 11 вечера. Стоим перед информационным терминалом, думаем, куда ехать дальше. Собственно, никуда и не хочется. Мы были в самом прекрасном месте Байкала, удача нам улыбалась, зачем ее испытывать еще? Поколебались, и все-таки решили ехать в поселок Выдрино, что на пол-пути от Иркутска. Немного спим в поезде, приезжаем в 4 утра на маленькую станцию и идем спать на лавочку внутри вокзальчика. На улице холодно, слякотно и темно, никакого настроения искать Теплые озера, ради которых мы туда и поехали, нет.
Утречком покупаем билет на электричку до Слюдянки: там более-менее все понятно. Пик Черского, Кругобайкалка... Приезжаем, так и есть: места туристические, на людей с рюкзаками внимания не обращают, куча иностранцев... Немного везет еще раз, через час отходит туристический экспресс по Кругобайкалке. Мы, как истинные байкальские туристы, просто не можем не проехаться по этой дороге Покупаем билеты (которые почему-то так никто и не проверил), располагаемся и начинаем путь по знаменитейшей железной дороге.
Надо сказать, поездка эта показалась нам невозможно скучной. Сам поезд является туристическим, в отличие от "матани", едет с той же неприлично маленькой скоростью, но делает остановки до полутора часов. Виды довольно однообразны за всю 8-ми часовую дорогу(не много больше 100 км): Байкал, дорога, горы, туннели. Не будь мы избалованы Чивыркуем, может нам это и понравилсь бы. Но толпы туристов и просто людей, выехавших попить пивка в поезде, снижают шансы на это до минимума.
В-общем, на любителя.
"Все к стенке!"
С Кругобайкалки видна еще одна достопримечательность Байкала: целюлозо-бумажный комбинат, к сожалению, не розвалившаяся после перестройки. Дым из его труб в безветренную погоду, которая как раз была в тот день, стелется практически над всей южной частью озера. Запах, скорее всего, на том берегу соответствующий.
Что радует, когда едешь кругобайкальским экспрессом, так это возможность покинуть праздник жизни досрочно, не доезжая станции Байкал. Для этого нужно попросить проводника остановить на платформе-стоянке, что мы и сделали не доезжаю до Листвянки километров 5. Вероятно, можно попросить остановиться вообще у любого столба - этакая железнодорожная маршрутка.
Пока ехали на экспрессе, видели много палаток вдоль Кругобайкалки. Теперь сами поставили свою в 10 метрах от полотна. Поезда здесь почти не ходят, и мы ужинаем в тишине. Перед ужином я само собой пытаюсь поймать что-нибудь. Но здесь уйти от нуля не получается. Дно здесь круто уходит вниз, в 30 метрах от берега глубина уже 15 метров, а в сотне - уже, наверное, больше 50. На этом каменном берегу по-моему легче поймать хариуса, чем щуку, но первый на силикон не клюет в принципе, а вторая не клюнула в этот раз
Последнее утро на Байкале. Едим, собираемся, выдвигаемся. Нам нужно пройти около часа, чтобы сесть на паром до Листвянки. Идти легко, светит солнце, Байкал спокоен, мужички на моторках проверяют сети. В порту поселка Байкал, что недалеко от станции, очередная партия интернациональных туристов. Паром отъезжает по расписанию 4 раза в день и об этом нужно помнить, чтобы не застрять в поселке, откуда добраться до Иркутска маловероятно.
Портовый индастриал:
Мы без приключений садимся в него и переезжаем Ангару - единственную реку, вытекающую из Байкала. Видно довольно много лодок с рыбаками, но не видно что они ловят и на что.
В Листвянке видим рекламу музея Байкала, заходим в него. Внутри аквариум с ихтиофауной, чучела животных и птиц, схемы и карты Байкала. Мне особенно понравилась схема рельефа дна, сделанная из гипса или чего-то подобного. Хорошо бы иметь подобную карту Озернинского вдхр
Аквариумная щука:
Потом садимся в маршрутку до Иркутска. В городе не хочется заморачиваться поисками камеры хранения, мы гуляем с рюкзаками. Здесь туристам никто не удивляется - практически все поездки на Байкал начинаются отсюда. Около книжного магазина немцы спрашивают, куда лучше поехать, чтобы посмотреть Байкал. Мы отвечаем, что лучше на Ольхон. Хотя, конечно, Чивыркуй лучше. Сам город полон деревянных домов, главная центральная улица называется улицей Ленина и в конце концов выходит на берег Ангары. Уличные баннеры сообщают, что ремонту дорог мы должны быть благодарны одной очень известной политической партии. Думаю, скоро лозунг "ушла весна, настало лето..." снова будет актуален. Аэропорт находится в черте города и доехать до него за 15 минут не представляет труда.
Затем терминал, самолет, Домодедово, автобус, пробка. До свидания, Байкал...
Ссылки:
1. Хочу на Байкал, как лучше? http://www.angara.net, http://www.magicbaikal.ru, http://nature.baikal.ru
2. Большая Байкальская тропа. http://greatbaikaltrail.ru
3. Забайкальский Национальный Парк http://ngo.burnet.ru/znp/
4. Кругобайкалка http://kbzd.irk.ru/
5. Байкальская нерпа http://www.greenpeace.org/russia/ru/.../193600/193665
6. Глобальное изменение климата http://gristmill.grist.org/skeptics, http://news.gismeteo.ru/?newsitem=63325272506
7. Еще немного фотографий http://photofile.ru/users/jagstang/3072632/
Комментарий